Сьогодні:Четвер, 25 квiтня2019

НАЦІОНАЛЬНА МЕДИЧНА ПАЛАТА УКРАЇНИ

ЗДОРОВ'Я НАЦІЇ - ДОБРОБУТ ДЕРЖАВИ!


Офіційна
веб-сторінка
Screenshot.png

Минздрав ускоренными темпами готовится к запуску медицинской реформы в Украине. Как известно, министерская конкурсная комиссия утвердила нового главу Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ), которая должна начать работу с 1 июля 2018 года. Из 14 претендентов выбрали представителя частного медицинского бизнеса Олега Петренко, до этого работавшего в клиниках "Исида" и "Оберіг".

Кто это – очередная темная лошадка или профи, станет ли украинцам лучше? С этим пытается разобраться Андрей Томский – автор и ведущий программы "Красная карточка", очередной выпуск которой вышел в эфире телеканала NewsNetwork в понедельник, 12 марта.

Кандидатура Олега Петренко вызвала противоречивые отзывы во врачебном сообществе. Пока некоторые эксперты отмечают профессионализм и принципиальность нового руководителя и его менеджерские способности, ответственный секретарь Национальной медицинской палаты Сергей Кравченко не поскупился в выражениях, чтобы прокомментировать это назначение. Он напрямую заявил, что кураторы медицинских денежных потоков таким образом просто поставили своего человека на "кассе".

Впрочем, столь неоднозначная реакция медиков на происходящее не удивительна, ведь Национальная служба здоровья станет главным распорядителем почти всех бюджетных средств, которые выделили на лечение украинцев в этом году – а это около 113 млрд грн.

И для начала давайте разберемся, откуда растут ноги таких огромных средств.

Создание Национальной службы здоровья предусмотрено в пакете законов о медреформе, который парламент утвердил осенью прошлого года. В конце декабря 2017-го Кабмин принял соответствующее постановление о запуске нового ведомства, а в январе 2018-го Минздрав объявил конкурс на должность его руководителя.

Власти считают Нацслужбу "ключевым звеном реформы системы здравоохранения". И полномочия ей отвели соответствующие. Новая структура станет главным страховщиком украинцев (напомним, в рамках медреформы государство профинансирует оказание первичной врачебной помощи гражданам), заказчиком услуг лечебных учреждений и закупщиком лекарств за бюджетные деньги. Другими словами, именно это ведомство будет выбирать, каким больницам и фармкомпаниям предоставить госфинансирование, а кого оставить без денег. На кону около 113 млрд грн, выделенных государством на отечественное здравоохранение на этот год.

Вы уже почувствовали, насколько это хлебное учреждение? Никогда еще общий медицинский бюджет не передавали в одни руки! Были средства, которыми распоряжался Минздрав, и субвенции, которые шли в регионы. Они тратились на оплату коммунальных услуг региональных медучреждений, зарплатный фонд, закупку лекарств первой необходимости. Теперь субвенций не будет, а деньги больницам станет выделять Нацслужба здоровья.

Естественно, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы в столь широких полномочиях нового ведомства не увидеть возможности для коррупции и готовящуюся зачистку медицинского рынка. Тем не менее, если 113 млрд – это много для одного ведомства, то сколько это вообще? Увы, это лишь половина от минимальных потребностей отрасли (на зарплаты персоналу), а на лекарства – вообще копейки. На каждого украинца получается по 65 долл. Этого мало даже на лечение тяжелого бронхита. А ведь обещают повысить зарплаты врачам и ввести лечение по мировым стандартам. По логике, чтобы в рамках этого финансирования повысить зарплаты, придется втрое сократить персонал и сами больницы, так как коммуналка тянет на 7-10% бюджета.

В профсоюзе медработников утверждают: согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, на систему здравоохранения должно выделяться 6-10% ВВП, тогда как у нас на этот год запланировано порядка аж 3,5%. В деньгах это на 10% больше, чем в прошлом году, но прибавку уже "съело" запланированное повышение минимальных зарплат до 3700 грн. А с учетом стремительной девальвации и желании правительства повысить зарплаты до 4100 грн, финансирование медицины за последние годы и вовсе сократилось фактически вдвое.

Соответственно, раз денег не хватает на всех, кое-кто будет пытаться наверняка решить вопрос по старинке: на личной встрече, с коньячком и "пухлым конвертиком" – чтобы вожделенное финансирование досталось именно его больнице, отделению или кабинету. Соответственно, есть вариант, что к новому руководству Службы "очередь главврачей, которые попытаются решить вопрос финансирования "с черного входа" выстроится на месяц вперед".

Нацслужбе в любом случае придется выбирать, с какими медучреждениями заключать договора, а какие бросить на выживание. Конечно, отчасти это оправдано, ведь у нас многие больницы давно неэффективны, но при этом находятся в громадных помещениях с дорогой коммуналкой. Но где гарантия, что будут отказываться именно от тех самых плохих больниц? Не исключено, что попытаются передать в частные руки лучшие медучреждения, а "неликвид" оставят государству.

Стоит отметить, что, приняв пакет законов о медреформе, Верховная Рада фактически узаконила скрытую приватизацию лечебных учреждений: им разрешат быть автономными, принимать благотворительную помощь и формировать так называемые "спонсорские" наблюдательные советы, а также предоставлять населению платные медуслуги. И, скорее всего, медики не упустят такие возможности.

Назначение Олега Петренко главой Нацслужбы здоровья лишь усилило подозрения врачебного сообщества в готовящемся переделе медицинского рынка. Ведь, по слухам, Петренко считается человеком одного из идеологов медицинской реформы во власти и близкого к Президенту Петру Порошенко народного депутата от "БПП" Сергея Березенко. Кроме того, был вариант, что Березенко вообще сам займет эту должность, но потом решили, что кандидат должен быть более "нейтральным". По этой же причине отказались и от идеи посадить в кресло главы Нацслужбы заместителя и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун Павла Ковтонюка.

По мнению других экспертов, остальные кандидаты (а среди них, в частности, врачи из регионов Игорь Лукашенко, Сергей Горбань, бизнесмены Лидия Котеляк, Мирон Найда, Игорь Свиридов и др.) были "чисто техническими". Но чтобы у членов конкурсной комиссии вдруг не возникло желания за них проголосовать, накануне отбора в СМИ появились публикации с компроматом практически на всех претендентов, кроме, естественно, Петренко.

Впрочем, некоторые эксперты считают победу Олега Петренко в конкурсном отборе успешным проектом лобби частного медицинского бизнеса. Последнее место работы Петренко – известная акушерско-гинекологическая клиника "Исида" украинского бизнесмена Виктора Козина, имеющая сеть отделений и частный роддом в Киеве. Там Петренко трудился замгендиректора по стратегическому развитию. До этого он шесть лет занимал должность замдиректора частной клиники "Оберіг", совладелец которой Виктор Рыбачук считается одной из самых влиятельных персон в медицинском бизнесе и, в том числе, вхож во властные кабинеты. В свое время он был замминистра здравоохранения, а позже его кандидатуру вообще рассматривали в качестве преемника экс-главы Минздрава Александра Квиташвили.

Все, что нам с вами нужно понять – это то, что этот человек будет отвечать за финансирование каждого отдельного медучреждения. Может, Петренко и профи, не спорим. Но вот нюанс – кто знает, в чем смысл перехода из бизнеса, с личного дохода более 1 млн грн в год (это же частные клиники) – на должность с относительно скромной зарплатой госслужащего.

Похоже, мы получим смертельный для нашего нищего общества вариант: государственных больниц и врачей станет меньше, соответственно, вырастут очереди и нагрузка на медперсонал, а это вряд ли приведет к улучшению качества медобслуживания. Собственно, государственная медицина станет полноценным бизнесом, нацеленным на зарабатывание денег. И, как в любом бизнесе, чем больше люди будут болеть, тем выгоднее…

NEWS NETWORK  


Пон, 12 березня 2018, 18:30